Природный материал в детском саду


    Использование природного материала в группах раннего развития

    Полина Легостаева Использование природного материала в группах раннего развития

    Использование природного материала в группах раннего развития

    Природные материалы – это самые доступные материалы, которые только можно придумать. В детском саду очень часто используют природный материал для изготовления различных поделок. Причем, сбор природных материалов – это еще и очень полезное времяпрепровождение. Так на обычной прогулке со своим ребенком очень легко вовлечь его на поиски «сокровищ». Безусловно, вашему чаду будет интересно, а самое главное, познавательно собирать, находить интересные на вид листики, замысловатые палочки, разные по величине шишечки. Одно это уже привносит незаменимый вклад в развитие ребенка. Ведь в процессе такого труда дети познают мир, познают природу в самых её мелочах.

    В группах раннего развития применение и использование природного материала отличается своей простотой и несложностью от поделок, которые изготавливаются в более старших группах. Дети раннего развития пока еще не способны выполнять сложные работы, так как у них еще не достаточно развито воображение, не так богат словарный запас. Поэтому основной упор при работе с природным материалом в таких группах приходится на тактильные ощущения детей. Рассматривая и ощупывая листочки и шишки, поглаживая камушки, дети развивают художественный вкус, творческое воображение, проявляется нестандартность взгляда на обычные вещи. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, конструкторские способности, координация движений, сноровка, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение.

    Занятия с природным материалом обычно проводят в первой половине дня. Это дает возможность достаточно быстро заинтересовать ребенка и вовлечь его в работу. В группах раннего развития достаточно сложно работать со всеми детьми одновременно. Поэтому оправдано использовать подгрупповой метод работы: брать 3-5 детей, что позволит видеть каждого ребенка и тем самым легче будет осуществлять индивидуальную помощь, контроль за действиями ребят. Еще одна особенность занятий с малышами – это временные рамки: максимальное время проведения творческих работ не более 10 – 15 мин. Это связано с тем, что ребятишки быстро устают, у них теряется интерес, рассевается внимание. Так же в группах раннего развития не следует проводить занятия по замыслу, особенно на первых порах, когда дети еще не научились соотносить замыслы со своими возможностями, когда у них еще несовершенны практические умения, недостаточно развито умение анализировать предстоящую работу. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Только лишь в этом случае творчество принесет полезные результаты, а неподдельный интерес ребенка к данному виду ручного труда будет являться основой формирования положительного отношения к труду в целом.

    А теперь рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемые для поделок в детском саду.

    Шишки.

    Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Собирать шишки желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму.

    Орехи.

    В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки. Скорлупа грецких орехов используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал для изготовления лапок лесных зверьков, кулачков лесных человечков. Лесные орехи используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных (голова петушка, зайца и т. д.)

    Каштан.

    Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол.

    Желуди.

    Плоды дуба – желуди бывают разной формы и величины. Они созревают в сентябре – октябре, и рекомендуется их собирать, когда они созрели и падают. Для изготовления игрушек используют сами желуди и чашечки (плюски, на которых они держатся. Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, причем голову можно смастерить из маленького желудя, а туловище - из продолговатого.

    Ветки.

    Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени.

    Корни.

    Корни иногда своими причудливыми формами напоминают животных или части их тела. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек, При сборе этого материала нужно напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

    Листья.

    Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья также можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Собранные листья кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом.

    Семена.

    Из семян клена и ясеня можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца. Из семян кабачков, тыквы, арбуза и дыни можно изготовить красивую аппликацию. Собирать семена лучше осенью.

    Можно отметить общую схему последовательности изготовления поделок:

    1)Рассматривание и анализ образца игрушки.

    2)Установление поэтапной последовательности ее изготовления.

    3)Выбор способа соединения частей игрушки.

    4)Подбор материала и инструментов.

    5)Изготовление игрушки.

    6)Анализ и оценка поделок.

    Подвести итог своей беседы, я бы хотела словами В. А. Сухомлинского:

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

    Творческие занятия с природным материалом в группах раннего развития

    Легостаева Полина

    г. Великий Новгород

    МАДОУ №72 «Светлячок»

    www.maam.ru

    Поделки из природного материала для детского сада своими руками + фото

    Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры. Задача воспитателя — воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.

    Поделки из природного материала: как научить дошкольников

    Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.

    Кроме того, ребята:

    • изучают свойства природного материала,
    • учатся планировать последовательность своих действий,
    • учатся подбирать материал,
    • учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
    • учатся творчески подходить к оформлению изделия.

    Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.

    Конструирование из природного материала способствует гармоничному развитию личности ребёнка

    Цели, задачи и приёмы обучения

    Цели:

    • посредством конструирования из природного материала расширять кругозор;
    • приобщать к миру прекрасного;
    • формировать целостное мировосприятие;
    • развивать:
      • внимание,
      • память,
      • сенсомоторику.

    Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было ещё, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

    Дональд Винникот

    Задачи обучения для старшей группы:

    1. Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки нужного размера и формы и т. д.)
    2. Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
    3. Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
    4. Развивать любознательность и творческое мышление.

    Подготовительная группа:

    1. Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
    2. Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.

    Виды поделок по технике исполнения:

    • Конструирование — создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
    • Аппликация — присоединение деталей композиции к фону (получаются картины, коллажи, мозаичные панно).

    Аппликация может использоваться для создания картин, коллажей, мозаичных панно

    Виды конструирования и аппликации из природного материала:

    • Предметное конструирование — единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).
    • Сюжетная композиция («На арене цирка», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) — дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.
    • Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.

    Композиция на участке детского сада

    Сюжетная композиция «Дары осени» Коллективная работа «Райский уголок» Сюжетная композиция «Семейство ёжиков» Сюжетная композиция «Домик лесных человечков» Сюжетная композиция «Старичок-лесовичок» Коллективная работа «Лесная сказка» Сюжетная композиция «Лесовичок Кузя» Коллективная работа с элементами рисования «Осенний пейзаж» Коллективная работа «Осень золотая» Сюжетная композиция «Ёжик в осеннем лесу» Сюжетная композиция «Осень»

    Приёмы моделирования поделки:

    • смена расположения в пространстве — ребёнок внимательно рассматривает материал, представляет, какую фигурку напоминает естественная конфигурация, вертит корешки, веточки в разные стороны;
    • метод «достраивания» образа — ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;
    • метод комбинирования — создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;
    • способ «убрать лишнее» — ребёнок отламывает лишние веточки,а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна.

    Природный материал: что собирать и как хранить

    Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле — во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.

    Мелкие семена и скорлупки удобнее хранить в отдельных контейнерах

    • Продолговатые по форме шишки ели, крупные по размеру плоды сосны или кедра — прекрасный материал для туловища человечка или животного. Небольшие округлые шишки сосны пригодятся для оформления головы или конечностей. Шишки, собранные с деревьев или на влажной поверхности почвы, имеют закрытые, плотно прижатые друг к другу чешуйки. Чтобы сохранить нераскрытую форму, шишку необходимо смазать клеем или лаком и высушить в перевёрнутом виде. Собранные в сухую погоду или высушенные в тёплом месте шишки имеют «пушистую» форму с раскрывшимися чешуйками.
    • Разнообразные по величине, форме, цвету грибы, растущие на деревьях и пнях — детали из этого материала соединяются с помощью креплений в виде остроконечных веточек или спичек, которые вставляются в проделанные шилом углубления (эту работу выполняет только взрослый), заполненные кусочком пластилина или клеем.
    • Хвойные иголки — собирать можно круглый год, для конструирования игрушек лучше использовать зелёную хвою.
    • Ветки, корешки — детская фантазия и смекалка помогут увидеть в изогнутых линиях элементы мебели, фигуру гимнаста, образ осьминога и т. д.

      Веточки разного размера, длины и толщины могут быть элементами для самых разны поделок

    • Сухие листья — интересное и красочное декоративное дополнение, которое может превратиться в лепестки волшебного цветка, крылья сказочной птицы или яркой бабочки, стать парусом корабля, украсить красивыми плавниками рыбок в аквариуме.

      Ребята коллективными усилиями создают интересное украшение для интерьера детского сада из сухих листьев и ягод

    • Початки и листья кукурузы — практичный материал для изготовления объёмных фигур, а мягкие, пластичные листья пригодятся для различного рода дополнений (ленточки, бантики, поясочки, платья).
    • Скорлупа яиц — незаменимый материал для изготовления объёмных поделок. Чтобы сохранить целой яичную скорлупу, в сыром яйце с обеих сторон с помощью иглы проделываются отверстия и выдувается содержимое, затем скорлупу моют и высушивают.
    • Скорлупа грецких, лесных, кедровых орехов подойдёт для конструирования ёлочных игрушек, фигурок сказочных человечков, животных, птиц и насекомых.
    • Свежие каштаны и жёлуди легко поддаются обработке, для соединения деталей применяется осевое крепление (две детали протыкаются стержнем-палочкой). Высушенные плоды довольно твёрдые, но с хрупкой кожурой, поэтому перед использованием засохшие каштаны и жёлуди целесообразно замочить на день в холодной воде, а затем в течение суток просушить в прохладном месте.

      Во время прогулок ребята изучают свойства природного материала, придумывают оригинальные композиции

    • Различная по размеру и фактуре кора деревьев чаще всего применяется для создания удобных подставок для поделок или даже целых композиций.
    • Многочисленные ягоды и фруктовые косточки, фасоль, горох, мох, ракушки, камушки, солома, перья, семена — ценный материал для оформления деталей и декоративных дополнений. Солому желательно окунуть в кипяток и оставить на сутки воде, это сделает её эластичной.

    Виды изделий по способу комбинирования материалов:

    • поделки, вылепленные из пластилина, в которых для оформления мелких элементов и декоративных дополнений (клювик или оперение у птички, ушки, лапки, хвостик у лесных зверей, колючки ёжика, костюм фигурки человечка) используется натуральный материал;

      Фигурка ёжика вылеплена из пластилина, а иголки сделаны из семечек

    • изделия, в которых крупные части корпуса выполнены из природного материала и дополняются элементами из пластилина (например, туловище лебедя из шишки, а изящная шея и голова вылеплены из пластического материала);

      Туловище фигурок смешариков выполнено из природного материала и дополняется элементами из пластилина

    • игрушки, все компоненты которых состоят из природного материала и скреплены с помощью соединительных приспособлений (заострённые палочки, спички, проволока) или кусочков пластилина;
    • поделки из овощей и фруктов или их частей, соединённых с помощью креплений и оформленные декоративными элементами из ткани, цветной бумаги или фольги.

    Миниатюры из природных материалов могут выглядеть очень мило

    Дополнительные возможные материалы:

    • всевозможные виды бумаги;
    • фольга;
    • цветные лоскутки тканей;
    • клей ПВА;
    • нити;
    • проволока или заострённые палочки и спички для скрепления деталей.

    Инструменты:

    • шило (этим инструментом пользуется исключительно педагог);
    • ножницы;
    • кисти для рисования и клея;
    • стеки для пластилина;
    • карандаши и краски.

    Как обучить детей изготовлению поделок

    Приёмы работы по освоению детьми технологии конструирования:

    Показ и объяснение

    • Воспитатель рассказывает об особенностях материала.
    • Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.
    • Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.
    • Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.
    • Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.

    Словесные приёмы

    Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.

    Таблица: загадки о животных

    Игровые приёмы

    Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры, когда педагог от имени героя известной сказки или персонажа любимого мультфильма пригласит их в увлекательное путешествие в страну мастеров или организует экскурсию в волшебный музей поделок, где покажет инструменты и откроет секреты изготовления музейных экспонатов.

    Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры

    Развитие навыков изготовления поделок

    Этап первый (старшая группа):

    • Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленный материал, пофантазировать и вообразить, в какой предмет или образ может превратиться камушек, веточка, шишка или скорлупа грецкого ореха, продумать способы обработки, проанализировать приёмы объединения отдельных частей, придумать декоративные детали и оригинальные украшения, предложить композиционные решения.
    • Первые шаги в мире конструирования дети делают по образцу, затем постепенно переходят к выполнению более сложных заданий, конструируя по заданному алгоритму из большего набора деталей и элементов, наконец, создают изделия по собственному творческому замыслу. Конструирование копии поделки по образцу помогает освоить и закрепить технические приёмы работы, осознать и запомнить последовательность действий, стимулирует желание самостоятельно творить и созидать, помогает испытать чувство эмоционального удовлетворения от конечного результата.
    • Освоив элементарные технические навыки конструирования, дети могут приступать к экспериментированию с материалами, самостоятельно планируя этапы работы и выбирая оптимальные приёмы творческого конструирования.
    Фотогалерея: детские поделки
    Грибы из овощей Весёлые человечки из желудей Чайный сервиз из желудей Гусеничка из каштанов и пластилина Лошадка из каштанов, деревянных бусин и ниток Мишка из каштанов Муравей из каштанов Паучки из каштанов и желудей Пингвины из шишек и пластилина Барышня-осень из сухих листьев Фигурки легушат из пластилина и ракушек

    Этап второй (подготовительная группа):

    • Опираясь на любознательность и познавательный интерес ребят шести-семи лет, педагог расширяет их кругозор, продолжает знакомство с богатством мира природы. Например, ребята узнают, от чего зависит причудливая форма раковины, почему она имеет тот или иной цвет, от чего зависит прочность домика моллюска.
    • Воспитанники подготовительной группы учатся планировать свою работу пошагово, для чего применяют рисунки, схемы и технические карты. Кроме того, педагог просит изготовить поделку только из каштанов, шишек или сухих листьев и палочек (например), что требует от детей умения работать по заданному условию. В начале занятия дети рассматривают образец-рисунок, анализируют способ конструирования, продумывают последовательность операций. Затем приступают к самостоятельному созданию поделки под контролем педагога, который следит за соблюдением техники безопасности.
    Фотогалерея: схемы и технологические карты поделок
    Схема конструирования щенка из жёлудей и веточек Схема конструирования Чебурашки из каштана, жёлудя и пластилина Схема конструирования фигурки космонавта из соломы Схема конструирования стрекозы из пластилина, веточек и семян Схема аппликации из сухих листьев Схема конструирования вертолёта из палочек и семян Схема конструирования пингвинов из шишок и пластилина Схема конструирования вертолёта из грецкого ореха, шишки и семян Схема конструирования котёнка из каштанов Схема конструирования лошадки из шишек и веточек
    Видео: забавные поделки из шишек

    Как организовать и провести занятие

    Для детей четвёртого-пятого года жизни продолжительность занятия по конструированию составляет 20 минут, ребята старшего школьного возраста занимаются 25–30 минут. Занятия традиционно проводится один раз в неделю, но не стоит ограничиваться запланированной программой, поскольку собирать, рассматривать, изучать особенности природного материала, экспериментировать, развивать аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной оздоровительной прогулки или повседневной свободной деятельности в группе.

    Для удобства планирования и проведения занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

    1. Организационный, мотивационный этап (5 минут).
    2. Основной этап (15–20 минут) — показ и пояснения педагога, самостоятельная работа детей. Не стоит забывать, что занимаясь столь увлекательным занятием, как конструирование дети всё же устают, поэтому вовремя проведённая физкультминутка поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к созданию поделки.
    3. Заключительный, итоговый этап (3–5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, выставка детских поделок. Анализ и рефлексия проводятся с учётом таких критериев:
      • аккуратность и эстетически привлекательный внешний вид поделки;
      • качественный технический уровень исполнения;
      • степень самостоятельности и оригинальности творческого решения;
      • старательность, трудолюбие и чувство товарищества, проявленные во время работы.

    Как правильно провести начало занятия

    Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески, что вызовет позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит ребят и поможет настроить их на созидательную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания своих маленьких воспитанников воспитатель в организационной части занятия активно использует разнообразный арсенал мотивирующих заготовок:

    • стихотворения и загадки;
    • развивающие и подвижные игры;
    • костюмированные театрализованные инсценировки;
    • демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

    Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.

    Варианты сценариев

    Для того, чтобы подвести детей к процессу изготовления поделки, можно использовать разные сказочные сюжеты и сценарии.

    «Белое пёрышко»

    Педагог рассказывает детям трогательную историю о семействе лебедей, местом обитания которого с давних времён было лесное озеро. Осенью лебединая стая поднималась над родным лесом, издавала прощальный крик и улетала в тёплые края, где пережидала холодную зиму. Каждую весну местные жители с нетерпением ждали возвращения этих красивых и гордых птиц, но были и такие, которые приходили на берег озера с ружьём, желая заполучить ценный лебяжий пух. Жадность и жестокость охотников на лебедей привели к тому, что озеро опустело, постепенно обмелело, покрылось тиной, заросло тростником, но в народной памяти сохранилось старое название «Лебяжье».

    В итоговой части занятия «Бёлое пёрышко» в детском саду поселяется стая лебедей

    Воспитатель приглашает детей совершить прогулку к лесному озеру. Комната с помощью декораций оформлена в виде лесной полянки, к которой ведут медвежьи и заячьи тропинки (массажные дорожки) и мостики. Звучат запись пения птиц, журчания ручейка. Дети отправляются в путешествие, подходят к озеру и видят красивого, грациозного белого лебедя. Все вместе ребята придумывают ему имя, но сожалеют, что лебедь одинок и ему скучно и тоскливо, и воспитатель предлагает смастерить для него друзей.

    «Кораблик»

    Педагог показывает детям начало поучительной мультипликационной сказки «Кораблик» по мотивам одноимённого произведения В. Сутеева о мышонке, цыплёнке, муравье и червячке: дружная компания отправилась на прогулку к реке, встретила лягушонка, который пригласил их поплавать, но оказалось, что герои сказки не умеют плавать. Воспитатель просит детей придумать выход из затруднительной ситуации и помочь друзьям совершить речное путешествие. Дети обсуждают, на чём можно плавать по реке и по морю, рассматривают картинки с изображением лодочек, парусников и пароходов, смотрят продолжение сказочной истории. Затем педагог предлагает смастерить парусник из скорлупы грецкого ореха, придумать конструкцию паруса. В конце занятия дети устраивают парусную регату в тазике с водой, испытывая свои поделки на прочность.

    Видео: мультфильм «Кораблик»

    «День рождения Винни-Пуха»

    Воспитатель сообщает ребятам, что у их любимого сказочного героя сегодня день рождения, но замечает, что мишка (мягкая игрушка) очень грустный. Дети предполагают, что такое печальное настроение связано с тем, что никто из друзей не пришёл поздравить Винни и не подарил подарков. Ребята принимают решение помочь мишке и сконструировать поросёнка, тигрёнка, кролика и ослика, которые придут к нему в гости и подарят радостное настроение.

    «Весёлые ежата»

    В гости к детям приходит сказочный Лесовичок. Он приветствует малышей и сообщает, что принёс подарки от лесных жителей, но отдаст их только после того, как дети разгадают загадки и догадаются, кто же им передал сувениры. Дети выполняют задание лесного гостя и получают вознаграждение в виде красочной коробки с дарами природы (шишки, каштаны, веточки, корешки, скорлупа ореха и т. д.), из которых они могут сделать интересные и красивые поделки.

    Видео: ёжик из шишек

    Таблица: картотека тем для занятий

    Таблица: конспект НОД по конструированию из природного материала в подготовительной группе «Олень», автор Лариса Николаевна Чернова

    Видео: занятие по конструированию из природного материала

    Поделки из природного материала своими руками

    Многие операции довольно просты, и дети могут самостоятельно их выполнять после демонстрации.

    «Птичья беседка»

    1. Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове.

      Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове

    2. Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина.

      Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина

    3. Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку.

      Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку

    4. Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево).

      Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево)

    5. На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол).

      На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол)

    6. Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника. Композиция готова.

      Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника

    «Птички»

    1. Скатать пластилиновый шарик (голова), присоединить глазки, клювик и хохолок. Вылепить лапки, крылышки и хвостик, стекой прорисовать пёрышки.
    2. Присоединить все детали к шишке-основе.

      Скатать пластилиновый шарик (голова), присоединить глазки, клювик и хохолок, лапки, крылышки и хвостик

    «Домик для Бабы-Яги»

    1. Из тонких веточек подготовить брёвна и сложить из них избушку, стыки проклеить.
    2. Ступа — пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри — сухими листьями.

      Ступа — пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри — сухими листьями

    3. Из двух шишек смастерить фигуру Бабы-Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок, усадить сказочную героиню в ступу.

      Из двух шишек смастерить фигуру Бабы Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок

    4. Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево, смазать клеем и присыпать сухими листьями. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо.

      Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо

    5. Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой.

      Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой

    6. Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья.

      Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья

    «Осеннее дерево»

    1. Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями.

      Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями

    2. Нарисовать по шаблону силуэт дерева.

      Нарисовать по шаблону силуэт дерева

    3. Тонировать силуэт дерева коричневой краской.

      Тонировать силуэт дерева коричневой краской

    4. Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки.

      Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки

    5. Приклеить несколько «падающих листьев».

      Приклеить несколько «падающих листьев»

    «Яблочная гусеничка»

    1. Чистую, сухую морковь разрезать на круглые кусочки толщиной пять миллиметров.
    2. Несколько яблок со стороны хвостика нанизать на зубочистку, затем соединить в горизонтальную цепочку, яблоко для головы присоединить вертикально, из колечек моркови сделать ножки.
    3. Вырезать из бумаги ротик и глазки, разрисовать и приклеить.
    4. Из цветной бумаги сконструировать модный цилиндр и приклеить к голове. Вот такое милое существо получилось.

      Несколько яблок со стороны хвостика нанизать на зубочистку, затем соединить в горизонтальную цепочку

    «Виноградный ёжик»

    1. Большую грушу разрезать пополам, местом разреза положить на тарелку.
    2. Нанизать виноградинки на зубочистку и вколоть в грушу. Глазки можно сделать из изюма, носиком станет виноградинка.

      Такой ёжик украсит застолье

    «Лесные человечки»

    1. Материалы для работы: шишки, грецкие орехи, сухие осенние листья.

      Материалы для работы: шишки, грецкие орехи, сухие осенние листья

    2. Приклеить грецкий орех к основанию продолговатой шишки.

      Приклеить грецкий орех к основанию продолговатой шишки

    3. Глазки, носик вылепить из пластилина, улыбчивый ротик нарисовать фломастером.

      Глазки, носик вылепить из пластилина, улыбчивый ротик нарисовать фломастером

    4. Из пёстрой ленточки смастерить стильные шарфики.

      Из пёстрой ленточки смастерить стильные шарфики

    5. Из коротких обрезков вязальных ниток сделать волосы, приклеить сухие листья-крылышки. Очаровательные человечки готовы.

      Из коротких обрезков вязальных ниток сделать волосы, приклеить сухие листья-крылышки

    «Сова»

    1. Обвести шаблон совы на обратной стороне картона чёрного цвета.

      Обвести шаблон совы на обратной стороне картона чёрного цвета

    2. Вырезать силуэт заготовки по контуру.

      Вырезать силуэт заготовки по контуру

    3. Более узкими семенами клёна («вертолётиками») обклеить туловище совы по направлению снизу вверх, ряд за рядом.

      Более узкими семенами клёна («вертолётиками») обклеить туловище совы

    4. Покрыть семенами всё туловище птицы.

      Вот так выглядит туловище птицы с оперением

    5. Более широкими семенами оформить оперение крыльев.

      Более широкими семенами оформить оперение крыльев

    6. Из жёлтого фетра свернуть конус для клювика и приклеить к голове.

      Из жёлтого фетра свернуть конус для клювика и приклеить к голове

    7. Приклеить глаза (пуговицы), вокруг глаз сделать ободок из гороха, остальную часть головы присыпать гречневой крупой, над глазами приклеить «брови».

      Приклеить глаза (пуговицы), вокруг глаз ободок из гороха, остальную часть головы присыпать гречневой крупой

    8. Нужно подождать некоторое время, прежде чем ставить поделку вертикально или вешать на стену (чтобы клей успел застыть).

      Вот такая лесная красавица получилась в итоге

    Природа щедро дарит нам богатый материал для творчества. Стоит только включить свою фантазию — и обыкновенные каштаны, причудливой формы веточки и корешки, пушистые шишки превратятся в удивительных сказочных человечков или преобразятся в оригинальное украшение для интерьера. Занятия по изготовлению поделок из природного материала в детском саду не только развивают мелкую моторику, аналитическое мышление, сенсорику и тренируют глазомер, но и дарят каждому малышу море положительных эмоций и радость от соприкосновения с миром прекрасного.

    melkie.net

    Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста

    Татьяна Титова Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста

    Пояснительная записка. Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Практически в любое время года можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

    Назначение разработки:

    Использование поделок из природного материала в играх, занятиях, совместной деятельности, при оформлении макетов, дидактических пособий.

    Цель: освоение способов конструирования из различных природных материалов посредством художественного ручного труда.

    Задачи:

    -Формировать интерес дошкольников к художественному ручному труду;

    -Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделок из природного материала;

    -Развивать ручную умелость, мелкую моторику;

    -Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность;

    -Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

    -Воспитывать внимательное, бережное отношение к окружающей природе, ее богатствам.

    Методы и приемы:

    Наглядные (показ образца, рассматривание иллюстраций, выполнение последовательности работы).

    Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение).

    Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

    Материал для изготовления поделок:

    Природный материал: (шишки сосны, ели, лиственницы, ольхи, каштаны, желуди, орехи (грецкие, кедровые, земляные, семена, плоды шиповника, рябины, мох, солома, птичьи перья, ракушки, камушки, сухие веточки.

    Дополнительный материал: бумага, фольга, пластилин, проволока, цветные лоскутки, поролон.

    Инструменты: ножницы, шило, нож, иголка, скрепки, кисточка и др.

    Способ соединения деталей: пластилин, спички, палочки, проволока, нитки, клей.

    Схема последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала:

    1. Анализ образца.

    2. Поэтапная последовательность изготовления.

    3. Выбор способа соединения деталей игрушки.

    4. Подготовка материала и инструментов.

    5. Практическая работа: изготовление игрушки.

    6. Анализ и оценка продуктивной деятельности.

    Предварительная работа: подготовка природного материала.

    Виды деятельности: занятия, мастер-классы.

    Содержание разработки:

    1. Мастер-класс «Кленовички, Дубовички и другие Листовички»

    Осенью открывается огромное количество возможностей для изготовления поделок из природного материала. В данном случае из опавших, разноцветных, сухих листьев. Для изготовления Листовичков понадобятся следующие материалы: рулончики от туалетной бумаги или самодельные цилиндры из цветной плотной принтерной бумаги, листья дуба, клена, липы, осины и других деревьев, ножницы, фломастеры, шило, степлер, клей ПВА, скотч.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-klenovichki-dubovichki-i-drugie-listovichki.html

    2. Узоры из осенних листьев

    Осенние листья при их доступности, разнообразии форм – уникальный материал для творчества. Яркие, красивые листья привлекают внимание, развивают фантазию, воображение. Из опавших разноцветных листочков можно выкладывать разнообразные узоры. В сухую погоду узоры можно выкладывать прямо на земле. А в дождливую погоду заниматься коллективным творчеством можно и в группе, только листочки нужно подготовить заранее. Ведь время золотой осени проходит быстро. Вот такие узоры мы выложили из листьев дуба, клена, березы, липы, рябины.

    http://www.maam.ru/detskijsad/uzory-iz-osenih-listev.html

    3. Мастер-класс по изготовлению янтарного деревца из сосновой шишки

    Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. На этот раз предлагаю изготовить миниатюрное янтарное деревце всего лишь из одной сосновой шишки. Материал: сосновые шишки, янтарная крошка, универсальный полимерный клей, спилы ветки.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-jantarnogo-derevca-iz-sosnovoi-shishki.html

    4. Узоры из осенних листьев. Продолжение

    В этом году у нас выдалась прекрасная, теплая, сухая золотая осень! Осенние листья – лучший подарок от природы для творчества. Предлагаю вашему вниманию продолжение наших творческих фантазий с листочками. При создании узоров, сюжетных композиций дети комбинировали листочки разных пород деревьев.

    http://www.maam.ru/detskijsad/uzory-iz-osenih-listev-prodolzhenie.html

    5. Мастер-класс по изготовлению цветов из природного материала

    Шишки – прекрасный материал для детского творчества, экологически чистый и безопасный, из которого можно создавать интересные и оригинальные поделки. Предлагаю изготовить цветы из сосновых шишек.

    [url]http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-cvetov-iz-prirodnogo-materiala.html[/url]

    6. Мастер-класс по изготовлению макета «Лебеди на пруду» из природного материала.

    Осень – прекрасное время для создания поделок из природного материала. Предлагаю изготовить макет пруда с водоплавающими птицами. Материал: сосновые шишки, перья, синельная проволока белого цвета, поролон зеленого цвета, тарелка из пенопласта, голубая краска, универсальный клей.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-maketa-lebedi-na-prudu-iz-prirodnogo-materiala.html

    7. Мастер-класс по изготовлению веночка из природного материала

    Предлагаю изготовить оригинальный веночек из сосновых шишек своими руками, который может пригодиться в качестве атрибута для танца, спектакля, игры или для осеннего оформления помещения группы.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-venochka-iz-prirodnogo-materiala.html

    8. Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги с использованием природного материала «Спящий ежик»

    Веселые поделки из цветной бумаги и картона чаще других встречаются в детском творчестве. Их легко сделать, поэтому малыши, совсем не утомляясь, с пользой проводят свободное время. Для совместного творчества с детьми предлагаю изготовить осеннюю поделку из бумаги «Спящий ежик».

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-podelki-iz-bumagi-s-ispolzovaniem-prirodnogo-materiala-spjaschii-ezhik.html

    9. Изготовление поделок из природного материала. Фотоотчет

    Знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в дошкольниках воображение, пробуждает желание фантазировать, придумывать и творить своими руками. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный.

    http://www.maam.ru/detskijsad/izgotovlenie-podelok-iz-prirodnogo-materiala-fototchet-iz-opyta-raboty.html

    10. Мастер-класс «Куклы из травы»

    Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению любимых и популярных у детей кукол из травы. Для изготовления куколок понадобится: свежая трава, разноцветные нитки, ножницы. Подготовительная работа: Сбор травы и знакомство с ее свойствами.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-kukly-iz-travy.html

    11. Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала «Осенний бал»

    Осенью сама природа предоставила нам богатый выбор материала для разнообразного творчества. Нужно только не полениться собрать этот материал и немного пофантазировать. А в результате получатся замечательные разнообразные поделки! Предлагаю очередную авторскую идею по созданию композиции «Осенний бал».

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-podelki-iz-prirodnogo-materiala-osenii-bal.html

    12. Мастер-класс по изготовлению бижутерии из природного материала

    Желуди – отличный материал для изготовления всевозможных поделок. Предлагаю изготовить оригинальную бижутерию из желудей: бусы, браслеты, серьги. Понадобится материал: желуди без шляпок, лак для ногтей, тонкая проволока, шило.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-bizhuteri-iz-prirodnogo-materiala.html

    13. Мастер-класс по изготовлению бижутерии из природного материала. Продолжение

    Предлагаю изготовить оригинальные украшения из шляпок желудей. Материал: шляпки от желудей, ролик от туалетной бумаги, клей ПВА или универсальный, ножницы, тонкая проволока.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-bizhuteri-iz-prirodnogo-materiala-prodolzhenie.html

    14. Мастер-класс по изготовлению осенних композиций из природного материала

    Оригинально смотрятся осенние композиции из природного материала. Они яркие, долговечные и могут украсить интерьер любого помещения. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению композиций из веток и желудей.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-osenih-kompozicii-iz-prirodnogo-materiala.html

    15. Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала и цветной бумаги «Осенний парк»

    Предлагаю изготовить объемные деревья из веточек и цветной принтерной бумаги для оформления группы к осеннему празднику. Материал: готовые листочки, нарезанные дыроколом из цветной принтерной бумаги, веточки, основа от рулончиков туалетной бумаги, гофрированная или креповая бумага коричневого цвета, универсальный клей или ПВА, ножницы.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-obemnyh-osenih-derevev-iz-cvetnoi-bumagi-i-prirodnogo-materiala.html

    16. Мастер-класс по изготовлению вазы из осенних листьев клена

    В продолжение осенней темы предлагаю изготовить из осенних кленовых листочков вазу. Материал: кленовые листья, клей ПВА, воздушный шарик, миска, кисть.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-vazy-iz-osenih-listev-klena.html

    17. Мастер-класс по изготовлению поделки «Павлин» из природного материала

    Поделка «Павлин» выполнена из сосновых шишек, перьев и синельной проволоки. Игрушка своими руками проста в изготовлении и привлекательна для детей. Материал: Сосновая шишка, разноцветные перья, синельная проволока, готовые глазки, пластиковая крышечка, лак для ногтей.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-podelki-pavlin-iz-prirodnogo-materiala.html

    18. Мастер-класс по изготовлению лесных птичек из природного материала

    Предлагаю вашему вниманию простой вариант изготовления птичек из сосновых шишек с использованием материала для творчества. Птички, изготовленные таким способом, смотрятся нарядно и оригинально. Материал: сосновые шишки, синельная проволока разного цвета, готовые глазки клей, ножницы, пластиковые крышечки, сосновая ветка.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-lesnyh-ptichek-iz-prirodnogo-materiala.html

    19. Мастер-класс по изготовлению лебедей из шишек с использованием синельной проволоки

    Шишки представляют собой прекрасный материал для изготовления объемных поделок своими руками. Предлагаю изготовить прекрасных лебедей из сосновых шишек с использованием синельной проволоки. Поделка простая в изготовлении, но смотрится оригинально. Поделка доступна для детей старшего дошкольного возраста.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-lebedei-iz-shishek-s-ispolzovaniem-sinelnoi-provoloki.html

    20. Мастер-класс по изготовлению миниатюрных игрушек из природного материала

    Природа дарит нам богатый материал для творчества, возможности которого безграничны. А вследствие, экологичности, поделки из природного материала особенно популярны. Предлагаю мастер-класс по изготовлению миниатюрных поделок из желудей. Для изготовления поделок понадобятся: желуди, шляпки, сосновые шишки, акриловые краски, маркеры, лак для ногтей, пластилин, старые диски, пластиковые тарелки и немного свободного времени.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-miniatyurnyh-igrushek-iz-prirodnogo-materiala.html

    21. Мастер-класс по изготовлению солдатиков из природного материала к 23 февраля

    Поделки из желудей относятся к простому и увлекательному виду творчества и представляют собой богатое поле для фантазии. Желуди легко раскрашивать или рисовать на них фломастерами узоры; можно наклеивать на плоды различные детали, скреплять несколько желудей с помощью спичек или зубочисток, использовать в сочетании с пластилином. Предлагаю тем, кто сделал запас из природного материала на зиму, изготовить из желудей солдатиков в подарок папе или дедушке к 23 февраля. Такие уникальные подарки не купить в магазине, а можно сделать только своими руками.

    http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-soldatikov-iz-prirodnogo-materiala-k-23-fevralja.html

    22. Дидактическая игра-пособие из природного материала в форме игрового макета по сказке «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка

    Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие, изготовленное из природного материала, материала для творчества и бросового материала по сказке «Серая шейка» Д. Мамина Сибиряка. Актуальность данного пособия заключается в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

    http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-posobie-iz-prirodnogo-materiala-v-forme-igrovogo-maketa-po-skazke-seraja-sheika-d-mamina-sibirjaka.html

    23. Картинки из камней. Фотоотчет детского творчества

    Вся жизнь ребенка — игра. В детской игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции. Камешки – один из самых доступных, бесплатных и полезных материалов для творческого развития детей. С камушками интересно экспериментировать для изучения понятий «большой - маленький», «гладкий – шершавый». Камушки можно сортировать по цвету (перламутровые, красные, белые, размеру (большой, маленький, средний, форме (овальные, круглые, длинные, короткие). Используя камушки, можно закрепить порядковый и количественный счет с детьми во время прогулки.

    http://www.maam.ru/detskijsad/kartinki-iz-kamushkov-fototchet-detskogo-tvorchestva.html

    24. Сердечный камушек. Мастер-класс

    Малыши очень любят сюрпризы, подарки. Это могут быть простые, незатейливые поделки, изготовленные своими руками без материальных затрат. Например, приятно получить в подарок красивый перламутровый камушек с сердечком.

    http://www.maam.ru/detskijsad/serdechnyi-kamushek-master-klas.html

    25. Дидактическое пособие по математике из природного материала для игр-занятий на улице

    Математика – один из самых сложных предметов особенно для малышей от трех до пяти. У малышей в этом возрасте преобладает предметное мышление. Дети должны наглядно представлять то или иное количество предметов, могли подержать их в руках, совершать с ними различные действия. Дидактическое пособие из камушков поможет детям закрепить полученные в течение года знания по математике во время летнего отдыха.

    http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-po-matematike-iz-prirodnogo-materiala-dlja-igr-zanjatii-na-ulice.html

    26. Дидактическое пособие по ФЭМП «Веселые крабики»

    Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Веселые крабики».

    http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-po-fyemp-veselye-krabiki.html

    27.«Веселые гномики» из природного материала. Мастер-класс

    Создание поделок из природного материала – увлекательное занятие. Предлагаю вместе с детьми смастерить из еловых шишек забавных гномиков. Гномики – сказочные существа, очень маленькие, трудолюбивые. Назначение: поделку можно использовать для декорирования помещения, в качестве сувенира для подарка.

    http://www.maam.ru/detskijsad/-veselye-gnomiki-iz-prirodnogo-materiala-master-klas.html

    28. Портреты из камней. Мастер-класс

    Природа дарит нам богатый материал для творчества. Нужно только немного пофантазировать и можно создать из камней забавные портреты с разной мимикой. Предлагаю мастер-класс по созданию портретов из морских камушков. Для этого не потребуется специальных затрат или умений. А результат стоит того.

    http://www.maam.ru/detskijsad/portrety-iz-kamnei-master-klas.html

    Создание поделок из природного материала дает ребенку возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

    Благодарю за внимание!

    www.maam.ru

    Конспект занятия по изготовлению поделки из природных материалов «Чудесные превращения»

    Наталия Баринова Конспект занятия по изготовлению поделки из природных материалов «Чудесные превращения»

    «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе осуществления экологического воспитания»

    Тема: «Чудесные превращения»

    (поделки из природных материалов)

    Цели: создание социальной ситуации развития в процессе нравственного и патриотического воспитания в системе осуществления экологического воспитания.

    Задачи:

    • развивать мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук;

    • воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях;

    • дать представление о природном материале и его разнообразии, возможностях использования на занятиях по конструированию;

    • умения и навыки при работе с хрупким природным материалом, семенами растений, с пластилином, используя его в качестве крепления природного материала к основе;

    • учить сравнивать натуральные предметы с их изображениями, учить видеть глубину природы. Развивать у детей творческое воображение, чувство эстетики, ритма, цвета, умение работать точно и аккуратно. Развивать способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы.

    Раздаточный материал: засушенные листья, веточки, семена растений, горох, фасоль, пластилин, подносы для работы с пластилином, карандаш, ножницы, лист картона, салфетка.

    Зрительный ряд: сказочный герой – лесная Фея, загадки, готовая работа.

    Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание иллюстраций на тему «Осень», чтение художественной литературы

    Ход ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент

    1. Вступительная беседа

    Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (Осень). Какое время года было перед осенью? (Лето) А давайте сейчас представим, что вернулось лето. Воспитатель просит детей закрыть глаза.

    2. Упражнение на релаксацию

    Светит солнышко, жарко. По тропинке мы спешим в лес, чтобы почувствовать прохладу. Птицы поют, стрекочут кузнечики. Всюду грибы, ягоды. Белка прыгает с дерева на дерево, стучит весёлый дятел, около пня еж фырчит. Всем весело! А на пне сидит… Кто бы вы думали? (Дети открывают глаза) (кукла – осенняя Фея)

    Это волшебница леса, Фея! Ей очень хочется познакомиться с вами поближе. И для знакомства Фея хочет вас испытать.

    II. Основная часть занятия

    1. Отгадайте загадки (картинки с изображением отгадок)

    В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

    Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

    Здесь скворцы, дрозды снуют, и, галдя, его клюют. (Рябина)

    Стоит Антошка на одной ножке (Гриб)

    Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают,

    Медом угощают. (Цветы)

    Золотые монетки падают с ветки (Осенние листья)

    Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку.

    Заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку.

    Из плодов он тверже всех, называется… (орех)

    – Молодцы, первое испытание выдержали.

    – А сможете ли вы преодолеть второе испытание, приготовленное Феей?

    2. Игра «Волшебный мешочек»

    Угадайте на ощупь содержимое мешочка (в нем желуди, шишки, овощи, ракушки, камешки и т. п.)

    3. Беседа «Берегите природу»

    – Как назвать одним словом все, что мы достали из мешочка? (природный материал)

    Природа богата и щедра. И мы с вами, пользуясь всеми ее богатствами, должны беречь природу, заботиться о ней. А что значит беречь природу? Вам нужна природа? Чем мы можем помочь ей, как сохранить природу?

    4. А теперь главное испытание Феи – выполнить композицию из природного материала.

    Дети рассматривают разложенные на столе осенние листочки и семена, описали их «красивыми» словами, обратили внимание на различную форму, цвет, размер осенних листьев. Воспитатель показывает варианты картин с простыми сюжетами. Объясняет особенности изготовления необычных картин. Дети самостоятельно выбирают материал и составляют картины по замыслу. Педагог помогает определиться с цветом и форматом фона, предлагает экспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному фону и сравнивая цветосочетания.

    III. Физкультминутка

    Мы листочки осенние,

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер — полетели.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю снова сели.

    IV. Заключительная часть занятия

    - Лесная Фея очень довольна вашими работами. Хотите подарить лучшие работы нашему гостю в музей?

    Картины из листочков помещаются на выставку. Во второй половине дня проводится экскурсия в «музей лесной Феи», где дети рассказывают о понравившихся работах.

    www.maam.ru


    Смотрите также